DataLife Engine > Советы > Организуем экономный расход топлива
Организуем экономный расход топлива3 ноября 2008. Разместил: 3BEPEK |
Расход топлива зависит от двух основных факторов – стиля вождения и правильности регулировки агрегатов и систем автомобиля. Следить за тем, чтобы расход топлива не превышал установленных показателей, необходимо не только в целях экономии. Дело в том, что одновременно с повышенным расходом топлива ускоряется износ д еталей и механизмов автомобиля, а соответственно, повышается риск аварийной ситуации.
Тщательный уход за автомобилем и оптимальный стиль вождения позволяют увеличить межремонтный пробег автомобиля и сохранить его в исправном состоянии на долгие годы. 1. Если вы едете по скоростной трассе, оптимальное соотношение рабочих характеристик и экономного расхода топлива, как правило, стирается при частоте вращения коленвала, составляющей от максимально допустимой. Слишком низкая скорость не способствует экономии, поскольку она не совпадает с частотой вращения коленвала, соответствующей его рабочему моменту. 2. Старайтесь не допускать, чтобы холодный двигатель работал с перегрузками. Для прогрева двигателя до устойчивой частоты в ращения коленвала используйте рукоятку подсоса карбюратора. В процессе ускорения старайтесь не спешить с переключением передачи. Таким образом вы сможете избежать бесполезных перегрузок двигателя. Если вам приходится управлять автомобилем при сильном тумане, не совершайте обгоны, не выезжайте из своего ряда движения, не проезжайте через трамвайные пути, не буксируйте автомобиль. При движении в тумане лучше всего двигаться за большим автомобилем, частично рассеивающим туман. При этом не забывайте дистанции. В том случае, если видимость не превышает 10 м, скорость движения должна быть максимум 5 км/ч. Дело в том, что туман не просто ухудшает видимость, но также искажает восприятие желтых и зеленых световых лучей. 3. Во время коротких остановок держите двигатель не выключенным. Новый пуск двигателя обходится дороже, чем работа на правильно отрегулированном холостом ходу. Зимой дополнительный пуск двигателя может стать источником больших неприятностей. 4. При спортивном стиле вождения следует увеличить давление в шинах на 0,2 кгс/см. Разумеется, такой стиль вождения не способствует экономии топлива. При размеренном управлении автомобилем расход бензина на 15–20 % ниже, чем при спортивном стиле вождения. Кроме того, на машине, которая резко трогается с места и также резко тормозит, быстрее изнашиваются такие важные узлы, как двигатель, сцепление, шины и тормоза. 5. Учитесь подъезжать к предполагаемым точкам остановки накатом, не используя резкое торможение. Лучший вариант – не использовать тормоза при движении со скоростью более 30–40 км/ч. Двигаясь по инерции, вы сможете компенсировать энергию, затраченную на разгон автомобиля. В случае резкого торможения эта энергия расходовалась бы на преодоление силы трения. Хорошо отработанный навык движения накатом позволяет сэкономить до 20–25 % топлива, а при езде по скользкой дороге такая привычка обеспечивает безопасность. В условиях городского движения, двигаясь по привычному маршруту, можно установить скорость и способ движения, обеспечивающие езду без остановок со снижением скорости на опасных участках дороги. 6. Не затягивайте с переключением передач. Движение на любой передаче предусматривает определенную максимальную и минимальную скорости. Диапазоны скоростей перекрываются, что дает возможность плавно менять скорость при разгоне и замедлении. Увеличение скорости автомобиля до максимальной на любой передаче используется только при обгоне. Первая передача служит для того, чтобы тронуться с места, а после незначительного разгона перейти на вторую передачу. Помимо повышенного расхода топлива, движение со скоростью, минимально допустимой для какой-либо передачи, влияет на двигатель. Поэтому, если во время движения невозможно двигаться на повышенной передаче, нужно своев ременно переходить на более низкую. 7. Не превышайте уровень масла в картере двигателя, не допускайте избытка масла в топливе. Если вы все же добавили лишнее количество масла, его следует удалить с помощью шланга. Дело в том, что превышение уровня масла в картере сопровождается снижением мощности двигателя, увеличением расхода топлива и масла, повышенным нагарообразованием на днище поршней и в камере сгорания, быстрым загрязнением глушителя и увеличением выхлопа в атмосферу. Кроме того, происходит замасливание свечей зажигания, в результате чего с ними возникают сложности. 8. Не наполняйте топливный бак до упора в жаркую погоду. На заправке вы заливаете холодное топливо, а при нагреве оно расширяется в объеме до 5 %. Особенно опасно, когда топливо, нагреваясь, подтекает из бака. Кроме того, наливная горловина бака в большинстве автомобилей соединена с воздушной вентиляционной трубой, поэтому в случае переполнения топливо вытекает наружу или в багажник. Не следует также хранить топливо в различных канистрах и бачках. Дело в том, что из-за негерметичности посуды топливо частично испаряется, происходит изменение его химического состава. Кроме того, попадание грязи в систему питания двигателя служит причиной его неисправностей. 9. Всегда используйте бензин с соответствующим октановым числом. Разумеется, нельзя использовать бензин с примесью солярки. После этого вам придется менять масло. Применение топлива более высокого качества, чем рекомендует завод-изготовитель, также не дает положительного результата. Что касается топлива с более низким октавным числом, его использование может привести к самовоспламенению и детонации, что сопровождается снижением мощности двигателя и повышенным износом клапанов, их седел, поршней, поршневых колец и свечей зажигания, а также повышенным расходом бензина. Усиление детонации можно определить по характерном у стуку двигателя. Следует учитывать, что детонация может привести к отказу вкладышей коренных и шатунных подшипников и поршневых пальцев. Лишь в некоторых марках современных автомобилей согласование двигателя с маркой топлива происходит автоматически, во всех остальных необходимо изменять характеристики зажигания в соответствии с изменением марки топлива. В некоторых автомобилях зажигание регулируется посредством перекодировки штекера в отсеке двигателя на другую характеристику. 10. Выбирайте хорошие дороги и старайтесь как можно реже эксплуатировать автомобиль в зимнее время года. Следует учитывать, что в коротких поездках с длительными перерывами, особенно зимой, сжигается большее количество топлива, поскольку требуется постоянный прогрев двигателя. Кроме того, лобовой или боковой ветер, воздействующий на значительную поверхность автомобиля, также приводит к расходу топлива до 30 %. Во время дождя и после него из-за повышенной влажности воздуха и, соответственн о, дополнительного обогащения смеси расход топлива возрастает на 10–15 %. При движении по плохим дорогам расход топлива возрастает на 15–20 %. Поэтому лучше выбирайте более длинную, но хорошую дорогу. При этом вы не только сэкономите топливо, но и сохраните в исправном состоянии подвеску и рулевое управление. Расход топлива при движении по плохим дорогам возрастает в результате повышения сопротивления качанию и вследствие движения на пониженных передачах. 11. Не перегружайте автомобиль без необходимости. Дело в том, что при движении с грузом, превышающим допустимую нагрузку на автомобиль, расход топлива возрастает на 20 %. Одновременно с этим происходит увеличение расхода масла. Перевозка груза на крыше автомобиля увеличивает как нагрузку, так и сопротивление воздуха. Если у вашего автомобиля большой багажник, старайтесь не использовать багажник на крыше. Решетка на крыше должна быть больших размеров, чтобы багаж лежал низко и ровно. 12. Двигатель с прицепом расходует на 20 % больше топлива, чем обычный. Из-за прицепа возрастает и износ двигателя. Следует помнить, что давление в шинах автомобиля с прицепом должно соответствовать давлению, рекомендуемому для автомобиля с максимальной нагрузкой, и быть одинаковым во всех колесах, поскольку в противном случае существенно возрастает сопротивление качанию. Убирайте из автомобиля все лишнее, поскольку даже пустой багажник на крыше приводит к увеличению топлива на 3–5%. При езде в ночное время суток необходимо учитывать, что в темноте нарушается контрастность восприятия, способность четко определять расстояние до предметов. На остроту зрения и светочувствительность влияет недостаток кислорода в непроветренном и жарко натопленном салоне автомобиля. 13. При езде на гористой и пересеченной местности необходимо использовать силу тяжести автомобиля и правильно переключать передачи. Разумеется, движение по пересе ченной местности предполагает больший, по сравнению с ровной дорогой, расход топлива. Это обусловлено пониженным атмосферным давлением и необходимостью преодоления подъемов. Поскольку изменить давление не представляется возможным, нужно снижать мощность, расходующуюся на преодоление подъема. Если подъем не слишком крутой, разгоните автомобиль, чтобы сэкономить за счет силы инерции. На последовательных некрутых подъемах и спусках следует чередовать свободный спуск вниз и разгон перед подъемом. Что касается крутых подъемов, их лучше преодолевать на пониженных передачах. На крутых спусках используйте торможение двигателем, поскольку одни тормоза могут не выдержать нагрузки. Следует отметить, что вышеприведенные рекомендации актуальны для хороших дорожных и атмосферных условий. Если вам приходится ехать по скользкой извилистой дороге, в первую очередь следует думать о безопасности. 14. Своевременно устраняйте все подтекания из топливной системы. Если автомобиль долгое время находился на стоянке, обязательно осмотрите место под ним. Утечка топлива, как правило, происходит через трещины в изношенных шлангах, неплотности в местах присоединения шлангов и трубопроводов, а также из-за неисправного топливного насоса. Неисправности в системе питания в большинстве случаев сопровождаются резким увеличением расхода топлива. Проверку герметичности топливной системы следует начинать с внешнего осмотра. Если какие-либо из шлангов окажутся сырыми, их необходимо заменить. При необходимости подтяните соединения. Помните: первыми причинами образования трещин и неплотностей являются удары, постоянное трение и коррозия. Подтекания из топливного бака, как правило, происходят в его верхней части (в местах крепления трубопровода и датчика указателя уровня топлива) из-за ослабления соединений и повреждения прокладки. Если прокладки требуют замены, делайте это своевременно. Что касается подтекания топлива из фильтра тонкой очистки, оно является результатом износа прокладки. По этой же причине топливо может подтекать из топливного насоса. Утечка топлива из карбюратора происходит по причине смещения прокладки под крышей поплавковой камеры (в отдельных случаях причиной является повышенный уровень бензина в поплавковой камере). 15. Если карбюратор работает в экономичном режиме, его внешняя поверхность должна быть сухой. Запотевание происходит лишь в том случае, если двигатель заводится с трудом, поэтому постоянное увлажнение карбюратора говорит о неисправности. 16. Паровоздушные пробки в топливопроводах, вызванные загрязнением систем питания и перегревом двигателя, увеличивают расход топлива. Поэтому необходимо регулярно производить очистку карбюратора и бензобака на СТО. В случае засорения жиклера холостого хода в работе двигателя на малых частотах холостого хода появляются перебои.Кроме того, возможна остановка двигателя после непродолжительной работы. В этом случае следует временно увеличить частоту коленвала, завернув упорный винт дроссельной заслонки. После этого необходимо очистить карбюратор и продуть жиклер сжатым воздухом. Эти процедуры лучше проводить на СТО. В случае засорения жиклера двигатель неизбежно будет работать с перебоями и внезапно прекращать работу во время движения автомобиля. Для временного устранения неисправности достаточно охладить двигатель, остановив автомобиль на некоторое время и накрыв топливный насос влажной тканью. Однако это лишь временная мера, поэтому причину неисправности нужно устранить на СТО. 17. Неправильная регулировка карбюратора сопровождается увеличением расхода топлива на 20–30 %. Довольно часто автомобилисты сталкиваются с такой проблемой, как неправильный состав образующейся смеси. Об этом свидетельствуют некоторые признаки. В случае резкого нажатия н а газ при непрогретом двигателе в глушителе слышатся хлопки. Это признак слишком бедной смеси. Если смесь переобогащенная, двигатель не набирает полной мощности, но при этом перегревается. При этом резко увеличивается расход топлива, а свечи зажигания и выходное отверстие выхлопной трубы покрываются характерным черным налетом. 18. Карбюратор может потреблять большое количество топлива вследствие негерметичности игольчатого клапана поплавковой камеры или неправильного положения поплавка. Для устранения причины необходимо подогнать язычок поплавка и отремонтировать клапан. 19. Неправильная регулировка зазоров клапанов приводит к снижению мощности двигателя и увеличению расхода топлива на 15–20 %. В случае с небольшими зазорами продолжительность открытого состояния клапанов уменьшается, в результате чего цилиндры недостаточно наполняются смесью. При малых зазорах клапаны остаются открытыми во всех тактах, и камера сгорания цилиндра закрывается н едостаточно плотно. Причиной неправильной работы клапанного механизма может являться ослабление цепи и ремня привода распредвала. Правильность регулировки клапанов можно определить на слух с помощью стетоскопа. Когда двигатель еще не прогрет, как правило, прослушивается легкое постукивание клапанов, однако по мере нагревания двигателя оно должно затихать. 20. Низкая компрессия в цилиндрах сопровождается бесполезным расходом топлива. Следует учитывать, что одним из основных условий нормальной мощности двигателя является полная герметичность камеры сгорания цилиндра. Поэтому проверяйте компрессию каждый раз, когда меняете масло (эта процедура выполняется с помощью компрессометра). Компрессия измеряется на двигателе, прогретом до рабочей температуры. Для проведения данной процедуры необходимо ввернуть наконечник компрессометра на место свечи зажигания одного из цилиндров. Затем следует полностью открыть дроссельную заслонку карбюратора и на неск олько секунд включить зажигание (до максимального отклонения стрелки компрессора). Перед этим необходимо зафиксировать педаль газа. Аналогично измеряется компрессия и в других цилиндрах. В том случае, если разница давления в разных цилиндрах составляет более 10 %, компрессия и двигатель требуют капитального ремонта. 21. Не следует использовать нестандартный глушитель. Следует учитывать, что любые изменения глушителя и даже декоративные украшения на выпускной трубе приводят к изменению состава отработанных газов и увеличению расхода топлива. Если выпускная труба сильно загрязнена, это отражается на работе двигателя. В этом случае нужно снять выпускную трубу и глушитель, тщательно прочистить их с помощью жесткой щетки. Отделить осадок от выпускной трубы можно также методом постукивания по ней резиновым молотком. Глушитель очистить значительно сложнее. Если он подвергся деформации или коррозии, предпочтительнее не прочищать его, а полностью заме нить газоотводную систему. 22. При повышенном нагарообразовании в цилиндрах расход топлива увеличивается на 5-15 %. После выключения зажигания двигатель продолжает работать еще некоторое время, соответственно, в цилиндрах образуется нагар. В данном случае не следует затягивать с ремонтом, поскольку в противном случае могут прогореть днища поршней, тарелки клапанов и седел, заедать поршневые кольца. 23. Как перегрев, так и переохлаждение двигателя в результате плохой работы системы охлаждения влияет и на расход топлива. В зимнее время особенно часто выходит из строя термостат. Двигатель может перегреться из-за утечки охлаждающей жидкости, загрязнения радиатора, проскальзывания ремня привода водяного насоса. 24. При неправильной регулировке системы зажигания происходит увеличение расхода топлива. В первую очередь необходимо правильно установить момент зажигания. Кроме того, распределитель зажигания должен быть исправен, за зор между контактами прерывателя отрегулирован, а контакты не загрязнены и не изношены. Не следует забывать и о том, что свечи зажигания должны обеспечивать сильную бесперебойную искру. Ротор, катушка зажигания и конденсатор должны находиться в исправном состоянии. Вернуться назад |