Практически все российские страховые организации предлагают свои услуги как юридическим, так и физическим лицам (не только гражданам Российской Федерации, но и гражданам других государств).
В качестве страхователя может выступать владелец транспортного средства или лицо, достигшее 18-летнего возраста и имеющее нотариально заверенную доверенность от владельца транспортного средства на право управления и распоряжения данным транспортным средством.
Доверенность должна включать в себя права управления транспортным средством, продажи, снятия и постановки транспортного средства на учет в ГИБДД, прохождения техосмотра, замены номерных агрегатов, внесения изменений в регистрационные документы, страхования и получения страхового возмещения от имени собственника данного транспортного средства.
Полномочия доверенного лица должны быть действительными в течение всего срока действия договора страхования. В отдельных случаях страхователем по договору автострахования может быть лицо, имеющее доверенность собственника транспортного средства только на право управления, а также лицо, эксплуатирующее транспортное средство на правах аренды (договор аренды, лизинг). Однако следует учитывать, что в этом случае страховой договор должен быть заключен в пользу собственника транспортного средства.
Итак, по договору автострахования могут быть застрахованы:
– автотранспортные средства (легковые и грузовые автомобили, автобусы и микроавтобусы, сельскохозяйственная техника, п рицепы и полуприцепы, мотоциклы, мопеды, мотовелосипеды, мотороллеры, железнодорожный подвижной состав и специальные автомобили-автоприцепы, механизмы на самоходном ходу и т. д.);
– дополнительное оборудование (аудио-, видеоаппаратура, системы связи и оповещения, светотехническое и другое оборудование, установленное на транспортном средстве и не входящее в его заводскую комплектацию);
– гражданская ответственность владельцев автотранспортных средств, ответственность страхователя за ущерб, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц в результате эксплуатации транспортного средства. Иными словами, вред, который может быть причинен другим транспортным средствам и людям по вине страхователя в процессе эксплуатации транспортного средства;
– жизнь и здоровье пассажиров, находящихся в салоне транспортного средства, от несчастных случаев в результате ДТП (некоторые страховые организации предоставляют услугу страхования вр еменной нетрудоспособности и медицинских расходов).
Эксперты в области страхования рекомендуют страховать все вышеуказанные объекты в комплексе. Нельзя не признать, что данный подход выгоден для всех: страховая организация получает большой доход, а страхователь, приобретая большую страховую защиту, может существенно сэкономить, поскольку при комплексном страховании предоставляются значительные скидки, предусмотрены подарки (например, дисконтные карты) и льготы (скидки на другие виды страхования и т. д.).
Ели же вас не привлекает комплексное страхование, можно выбрать различные комбинации объектов страхования:
– только автотранспортное средство;
– только гражданская ответственность;
– автотранспортное средство и гражданская ответственность;
– автотранспортное средство и дополнительное оборудование;
– автотранспортное средство, гражданс кая ответственность, дополнительное оборудование, жизнь и здоровье водителя и пассажиров;
– автотранспортное средство, дополнительное оборудование, жизнь и здоровье водителя и пассажиров;
– автотранспортное средство, жизнь и здоровье водителя и пассажиров;
– автотранспортное средство, гражданская ответственность, дополнительное оборудование.
При страховании автотранспортного средства страховщики предъявляют ряд требований, а именно:
– учет транспортного средства в органах ГИБДД Российской Федерации при его эксплуатации;
– неистекший срок действия регистрационного знака «Транзит», если транспортное средство следует через Российскую Федерацию транзитом;
– неистекший срок действия постановки на регистрационный учет (на дату заключения договора), если транспортное средство проходило процедуру таможенного оформления или было приобретено в торговой организации;
– прохождение транспортным средством очередного государственного технического осмотра;
– установленный год выпуска транспортного средства;
– временные ограничения. Иными словами, транспортное средство может быть в эксплуатации не более определенного срока (как правило, 7-10 лет). Допустимый срок эксплуатации зависит от страховых рисков, от которых будет страховаться данное транспортное средство. Например, в случае страхования от утраты товарного вида допустимый срок эксплуатации составляет 2–3 года;
– оборудование транспортного средства противоугонными системами сигнализации (ЭПСС), в частности, если транспортное средство страхуется от угона. Следует учитывать, что некоторые организации при страховании дорогостоящих автомобилей требуют оснащение дорогой сигнализацией;
– наличие противоугонной маркировки «ЛИТЭКС». Это требование выдвигается некоторыми страх овыми организациями при страховании от угона новых переднеприводных автомобилей отечественного производства и автомобилей иностранного производства представительского или бизнес-класса;
– оборудование дорогостоящих транспортных средств иностранного производства;
– ограничения по страховой сумме – в некоторых компаниях транспортные средства со стоимостью выше определенной суммы страхуются не на полную или на полную стоимость, но с обязательной безусловной франшизой;
– ограничения по месту хранения транспортного средства;
– некоторые страховые организации требуют, чтобы страхователь в обязательном порядке помещал транспортное средство на охраняемую стоянку или в гараж, в частности в тех случаях, когда транспортное средство страхуется от угона.
Как правило, не принимаются на страхование или принимаются, но по повышенному тарифу транспортные средства с одним комплектом ключей и одн им брелоком от сигнализации, а также транспортные средства с дубликатами документов и поменявшие за короткий срок несколько владельцев (велика вероятность того, что транспортное средство краденое).
Следует отметить, что страхование дополнительного оборудования возможно лишь при условии страхования транспортного средства. Для страхования такого оборудования необходимо точно установить его год выпуска, модель, марку и серийный номер.
Договором добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств предусмотрено страхование ответственности страхователя (или застрахованного лица) перед третьими лицами при эксплуатации того или иного транспортного средства либо страхование ответственности страхователя при эксплуатации любого транспортного средства (при наличии прав данной категорией на управление транспортных средств, установленного водительским удостоверением). В случае страхования гражданской ответственности ав товладельцев по первому типу требуется соблюдение вышеназванных условий, а при страховании по второму типу достаточно иметь в наличии только действующие водительские права.
Если ваш автомобиль стоит в индивидуальном гараже, первое, что следует сделать, – укрепить ворота. При изготовлении ворот необходимо предусмотреть, чтобы петли выходили внутрь гаража. Кроме того, при установке ворот можно сделать на стенах и косяках специальные пазы, куда будут входить штанги, фиксирующие ворота в закрытом положении. Не стоит использовать для запирания ворот гаража навесные замки, поскольку они легко срываются грабителями с помощью ножовки, молотка или лома.
Что касается страхования жизни и здоровья водителя и пассажиров, оно может быть осуществлено лишь при условии страхования самого транспортного средства. Договором страхования жизни и здоровья водителя и пассажиров от несчастного случая предусмотрено получение водителем м пассажирами денежной ко мпенсации в случае временной или постоянной утраты трудоспособности или смерти застрахованного, произошедших в результате дорожно-транспортного происшествия или иного страхового случая.
Договор страхования жизни и здоровья водителя и пассажиров от несчастного случая может быть двух типов:
– по системе мест;
– по системе салона.
В первом случае страхуется определенное место в автомобиле, например место водителя или места водителя и пассажира, сидящего рядом с ним. Количество застрахованных мест может быть любым, но не более максимального количества мест, указанных в техническом паспорте транспортного средства. При страховании по системе салона страхуется все транспортное средство, а водитель и все пассажиры, находящиеся в транспортном средстве в момент ДТП или иного страхового случая, могут рассчитывать на выплату страхового возмещения.Страхование временной нетрудоспособности п редполагает получение водителем и пассажирами определенного денежного пособия за каждый день временной нетрудоспособности (иными словами, за каждый день пребывания на больничном), обусловленной несчастным случаем при ДТП или ином страховом случае.
При страховании медицинских расходов водителю и пассажирам возмещаются необходимые и разумно произведенные расходы на медицинскую помощь, приобретение лекарственных препаратов и протезирование, связанные с ДТП или иными страховыми случаями, о которых будет рассказано ниже.